Путеводитель по деревне Жураивжное

2024
130х170
цифровая печать
лен, бумага
2500

Главный итог моей работы в резиденции в студии Тихой.

Приехав в Нижний Новгород, пообщавшись со своей бабушкой и ее сестрой, посетив деревню я осознала, что существует один болезненная и никак не решаемая проблема. В деревне Журавижное стоит столетний дом, переживший все другие дома и история которого не должна кончиться молчаливым исчезновением. Варианты с его переносом или ремонтом не подходят, бабушкам уже тяжело ухаживать за домом, а мы с отцом живем в другом городе. Стал вопрос: «Что я как художник могу сделать в данной ситуации?». Работа с архивом дала мне большое количество замечательных фотографий отца, а интервью с бабушками много историй. Написать картину или сделать инсталляцию было недостаточно, ведь в первую очередь я хотела что-то создать для своей семьи, а они не особо ходят по выставкам. Посмотрев на книгу Альберта Печекладова пришло решение продолжить эту традицию и тоже создать свою книгу. Формат путеводителя был выбран сам собой, но на ответ как должен быть составлен путеводитель по месту, которого уже нет, занял у меня много времени и сил. Но благодаря советам моего дорогого друга Антона Вальковского и чуткой и поддерживающей работе куратора студии Тихой Алисы Савицкой у меня все получилось. Это не краеведческое издание, на страницах книги Журавижное воскресает через воспоминания моих родных. Я не ставила цели узнавать историческую правду. Нельзя было не процитировать легенду об основании деревни, Альберт Печекладов как добрый сосед будто заходит в гости и рассказывает ее в своей манере. Мой отец, делая фотографии своей семьи в любимой деревне невольно запечатлел ее исчезновение. В экспедиции в Журавижное, стоя в траве по пояс я искала и находила те ракурсы, с которых были созданы его фотографии. В итоге уже в путеводителе скомпоновала фотографии отца за разные годы, чтобы увидеть процесс исчезновения. Выясняла судьбу наиболее запечатленных строений. В издание вошли и современные фотографии замечательного фотографа Анатолия Козьмы, которые я перевела в черно-белый формат, чтобы подчеркнуть контраст между современностью и прошлым. Данная книга это итог большой работы и счастливого стечения обстоятельств. Я очень благодарна программе арт-резиденции АНО «Центр 800», Артему Филатову и Алисе Савицкой за приглашение и возможность издать путеводитель.

Тираж  200 экземпляров.

Презентация состоялась в студии Тихой 6 февраля 2024 года в 19:00. Фото с презентации — Анастасия Пономарева

Введение

В 2023 году в студии «Тихая» заработала арт-резиденция, одним из первых гостей которой стала художница Тамара Шипицина. Я познакомилась с ней в 2021 году, когда в порыве внезапного любопытства поехала к куратору Антону Вальковскому в Волгоград — на Биеннале трудного наследия. Встреча была короткой, но я запомнила, что Тамара изучает и продвигает печатную графику, а также умеет изящно обращаться с историей — личной и публичной. Такое сочетание прикладных навыков со смысловой специализацией — прекрасный багаж для участия в арт-резиденции, предполагающей обмен опытом с другими художниками и погружение в локальный контекст. Резиденты «Тихой» были не против кандидатуры Тамары. Мы с Артёмом Филатовым запросили у нее портфолио, затем созвонились. Казалось, что эти переговоры — формальный ритуал обмена любезностями и уточнения условий, но дело приняло неожиданный оборот. Оказалось, что отец Тамары из Нижегородской (в то время — Горьковской) области. Его мама, бабушка, тетушки — из деревни Журавижное, затаившейся в глуши семеновских лесов. Служил, работал. Переехал из Горького в Волгоград. Женился, развелся. Дочь Тамара и ее брат остались с мамой, и связь с папиной родней прервалась. Пока дети взрослели, деревня

старела и пустела, превращаясь в заросший травами луг, на котором одиноко стоит единственная избушка — дом тамариной семьи. Удивительно, но Журавижное, небольшое поселение в одну улицу и три десятка домов, стало причиной появления нескольких культурных артефактов. Альберт Печекладов, уроженец деревни, скомпоновал из доступных ему источников ее историю, которую впоследствии сумел издать. Художник Алексей Ляшков написал несколько журавиженских пейзажей, а героиней одной из его картин стала бабушка Тамары. Отец Тамары, фотограф-любитель, запечатлел процесс исчезновения деревни — на его снимках, сделанных в 1990–2010-е, можно проследить, как дом за домом Журавижное превращается в руину и растворяется в природном ландшафте. Таким образом в исследовании Тамары  появилось несколько линий — текстовая, фотографическая и художественная. Так возникла комбинация  выставки «Путь в Журавижное» в «Тихой»  и настоящего издания. Пройдет время, и последний дом Журавижного сохранится только на страницах  книги. В этот момент «Путь в Журавижное» станет ковчегом памяти и воспоминаний, кусочком янтаря, в котором навсегда застынет история одной деревни.

Алиса Савицкая