коллективная выставка

Выше ноги от земли

Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова

Куратор: Анна Бойко
При участии: Антона Величко и Галы Измайловой

25/02/2022-20/03/2022

«Выше ноги от земли» — совместный проект трех молодых волгоградских художников — Тамары Шипициной, Антона Величко и Галы Измайловой. Исследуя детские воспоминания и повседневность, авторы предлагают посмотреть на типовой спальный микрорайон как на особый хрупкий мир, обнаружить ценность и глубину явления, на первый взгляд, отрицающего понятие «красоты».

Художники опираются на уникальный, порой травматичный, опыт взаимодействия с городской средой, рефлексируют на тему детства в постсоветском пространстве. С одной стороны, проект рассказывает личные истории, с другой — обнаруживает их совпадение с переживаниями большого числа жителей постсоветского пространства. Архитекторы по образованию, художники видят связь этого совпадения в развернувшемся в разных городах процессе тиражирования жилой среды, проектном производстве повседневного.

Игры во дворе, детские площадки с горками-ракетами, странными скульптуры из металлических труб, первые самостоятельные походы в магазин, дружба и новые открытия — всё это происходило и происходит на фоне панельной жилой застройки.
В профессиональном архитектурном сообществе эксперимент со строительством типового жилья в CCCР, как правило, признается неудачным. Возведенные рядами по всей стране, похожие друг на друга в разных городах, пятиэтажки и девятиэтажки описываются как «безликие», «серые», «унылые». Между тем, панельный микрорайон стал отправной точкой, начальным представлением о среде и пространстве не только для участников выставки, но и для множества людей, проживающих в таких кварталах.

Тамара Шипицина работала с семейными архивами, проводила натурные съемки дворовых пространств, брала интервью у местных жителей. Сводя полученные свидетельства в своего рода паттерны повседневности — образы для печатной графики, фото-работ и видео-инсталляций, художница ищет другую систему оценки для архитектурного явления, которое само по себе отрицает такие категории как «уникальность», «разнообразие» и даже «красота».

Для Галы Измайловой Волгоград не был городом рождения, но стал городом взросления и точкой роста. Перформансы молодой художницы – это и поэтическая фантазия, и нарратив о конструирование собственной идентичности через истории о городе. Ее размышления о пустотах и вакантных местах в городской среде, утопических проектах советских градостроителей, причинах оставления обжитых насиженных мест жителями Волгограда, травмах «холодной войны» стали основой представленных проектов.

Художник Антон Величко осуществляет перенос на бумагу значимых образов из собственного детства. События, сохранившиеся в семейной фотохронике и памяти близких родственников – для него тайное потерянное знание о собственной личности. Он реконструирует чужие воспоминания, многократно увеличивая их в размере, чтобы, наконец, присвоить себе свое прошлое. Легкие воздушные фигуры проявляются на  листах, оставаясь рассказом о детстве не только художника, но многих жителей Волгограда, родившихся в 1990-е годы. Также, в своих проектах автор исследует модели поведения и ритуалы постсоветского человека, обращается к проблеме социального одиночества,  ищет уникальное в обезличенной городской среде.

Участники выставки стремятся выстроить свои произведения в честный рассказ о родном микрорайоне, истинных местах памяти, вроде игровой площадки детского сада или заднего двора. Они предлагают зрителю испытать чувство единения с местом своего обитания, и, возможно, убедиться в том, что все жильцы многоквартирного дома совсем не посторонние люди, а сообщество с общими воспоминаниями, переживаниями, желаниями и надеждами.