Инсталляция

Чем богаты

Международный паблик-арт проект
«(Из) обретая публичное: сеанс гостеприимства»,
Волгоград

Волгоград

Куратор: Антон Вальковский

Июнь 2018

«…история, кроме того, обладает неприглядным свойством распадаться, подобно радиоактивным материалам: чем сильнее ее эксплуатируют, тем менее значимой она становится — и
так вплоть до состояния, когда ее оскудневшие дары начинают выглядеть просто оскорбительно. Это оскуднение приобретает еще большую стремительность за счет постоянного увеличивающейся массы туристов, которые в своем безостановочном поиске «характера» перемалывают, как селевой поток, все успешные идентичности в бессмысленную пыль». (Р. Колхас «Город-генерик»).

Скатерть, как центрообразующий элемент праздничного застолья, своей белоснежной и торжественной плоскостью покрывает неприглядный объем. В объекте художника достопримечательности Волгограда – подобно орнаменту – превращаются в декоративный элемент. Любой туристический взгляд – фланирующий и
стремительный – истончает и опошляет наследие, скрадывает всю его глубину, превращая историческую и культурную семантику в плоскую и вульгарную иконографию – больше реквизит и задник, украшение персонального инстаграма. Под натиском туризма любая смысловая точка, любая часть идентичности городской среды неумолимо схлопывается до состояния декорации, упрощается до состояния фона, где фигура – это анфас селфи в стратегии ауто-брендирования в социальных сетях.

Скатерть – это плоскость для потребления («еды-впечатлений»). Орнаменты современных скатертей фаст-фуда – плейсметов – уже не повествуют (подобно орнаменту) о картине
мира, а рассказывают, что еще можно употребить. Принципиально не завершаемая история о стремительном туристическом «поглощении», когда на то, чтобы «распробовать вкус» уже не хватает ни времени, ни сил

— Антон Вальковский