+40:Хронотопия
Международный паблик-арт проект
«(Из)обретая публичное: апология пустоты»,
Волгоград
Совместно с коллективом авторов:
Дмитрий Бойко, Андрей Захаров,
Валерия Патуева, Гала Измайлова (видео)
Август 2016
В центре инсталляции – утопический советский проект застройки общегородского центра Волгограда, разработанный волгоградскими архитекторами и городскими планировщиками в 1979 г., – концентрированное представление об идеальном социалистическом городе будущего. Этот мощный, грандиозный проект, вызывающий ассоциации с египетской монументальной архитектурой и шумерскими зиккуратами, не может не поражать нас своей амбициозностью, вызывающей в настоящее время необъяснимое чувство ностальгии. Город, созданный не для индивидуальной рецепции, а для советского коллективного тела, где точкой отсчета выступает тело Родины-матери. Возвышенный «гигантизм духа» каждый из зрителей сможет примерить на себя через кинестетику тела, вдохновляющие речи партийных деятелей эпохи о будущем и построении «развитого социализма», а также величественный панорамный вид с высоты 25 этажа. Инсталляция творческой группы архитекторов и урбанистов – это предложение поразмышлять об архитектурном облике советского и современного Волгограда, о проблеме городской идентичности и альтернативных – нереализованных – сценариях городской застройки. Насколько сейчас этот проект, будучи реализованным в 1979 году, соответствовал бы критериям функциональности, комфорта и удобства жителей современного Волгограда?
Женский персонаж из советского времени на видеопроекции – это и архонт советской эпохи, и немой «смотритель» – не столько охранник, сколько носитель ушедших в прошлое идеалов и великих надежд, так никогда и нереализованных.
— Антон Вальковский