Инсталляция

111-83

Мастерская 2017
«Там, где никому не снятся сны:
от священной географии к не-месту»

Московский музей современного искусства

Кураторы: Дарья Камышникова,
Владислав Ефимов

Июль 2017

Проект посвящен восприятию жизни в типовом спальном районе на окраине города через личные переживания автора. Принято считать, что эксперимент со строительством панельного жилья в CCCР был неудачным. Возведенные по всей стране, выстроенные рядами и похожие друг на друга пяти и девятиэтажки, часто определяются в повседневной̆ жизни через такие эпитеты как «безликие», «серые», «унылые» и т.д.

Но подтверждается ли данное стереотипизированное коллективное представление в реальной практике и личным опытом горожан? Автор проекта, имея натурный опыт проживания в типовом спальном микрорайоне крупного города, предлагает пересмотреть устоявшееся негативное мнение о данном пространстве. Под пытливым взглядом видоискателя камеры густонаселенный жилой квартал Дзержинского района, образованный гомогенными панельными домами, детскими садами, школой и бассейном открывается автору как особая органическая среда, стилистически единая и гармоничная. Большое количество зелени создает ощущение города-сада, широкие, геометрически выверенные дворы различной конфигурации наделяют каждый дом особой атмосферой, расположенные по периметру квартала высокие и протяженные здания сродни крепостным стенам защищают обжитое, привычное, домашнее бытие от всего чужеродного и внешнего. Ежедневные прогулки с собакой стали способом изучения места своего обитания сродни практикам медитации, помогли автору глубоко прочувствовать и ментально картографировать местность. Созерцание одних и тех же объектов в разное время суток и года позволяет фокусировать взгляд на самых незаметных изменениях. Сочетая в себе элементы интимной, даже частной территории и транзитной зоны пространство двора живет своей собственной жизнью, подчиненной определенным ритмам и законам. Эта «изнаночная» сторона жизни города, а значит и отдельно взятого человека ценна как в антропологическом, так и в культурном аспекте. Что как ни двор со свойственными ему практиками, артефактами, звуками, запахами является лучшим олицетворением повседневной жизни человека? Однако эта тема в силу разных причин до сих пор является малоизученной в урбанистических, культурологических и других исследованиях. Повседневность оказывается сложным предметом рефлексии из- за того, что «в нее все помещается: и смерть, и небо, и мытье посуды. И неистовая любовь, и ковыряние в носу, и рождение, и сон до полудня — и все это живое и сильное — и просвечивает друг в друге — именно потому, что оно вместе»*. Данное утверждение справедливо и в отношении попыток рациональным способом понять и обосновать причины привлекательности «унылых» и «безликих» пространств спального района. Поэтому, автор предлагает альтернативный взгляд, заключающийся в эстетическом восприятии повседневной среды обитания, с целью выявления необычного в обычном. Глубоко погрузившись в поэтику места, он оформил свои ощущения в коротких видео роликах, объединенных стихией дождя, состоянием природы, когда большинство людей не выходит на улицу. Избавленная от других реципиентов сущность места открывается наиболее полно. Лучшим средством для точной фиксации становится камера мобильного телефона. Таким образом, созданная коллекция небольших видео роликов проецируется на удаленный из своей привычной среды оконный блок. Этот подлинный артефакт места становится порталом для восприятия «зарисовок» художника, медиа по узнаваемым, но так до конца и непознанным локациям. Зрителю предложено испытать знакомые чувства единения с местом своего обитания, и как знать, возможно, убедиться в том, что рассеянные вереницей по всей стране дворы типовой жилой застройки нужны именно для того, чтобы находясь в чужом городе, он мог почувствовать себя как дома.

*(Балла-Герман Ольга Упражнения в бытии. Часть I. // Электронный журнал «Лиterraтура» №87)